Тема проекта: «Создание условий для развития инженерного мышления
и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)»
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Правительством Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В дошкольных образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать конструирование, моделирование и проектирование.
В условиях современного общества важная задача дошкольного образования - его доступность для всех детей вне зависимости от особенностей здоровья. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Речевые нарушения негативно влияют на развитие психических процессов, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевыми нарушениями отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью.
В настоящее время наблюдаются следующие противоречия в области развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ:
-
имеющаяся система занятий по конструированию не предусматривает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с ТНР;
-
комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3-7 лет Н.В. Нищевой не имеет методических рекомендаций по организации конструкторской деятельности, используя современные конструкторы.
Данные противоречия позволяют сформулировать проблему: как организовать и обеспечить функционирование постоянно-действующей системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста с ТНР?
Инновационность предлагаемого проекта заключается в целевой конкретной разработке программы для детей с ТНР, разработке технологических, содержательных особенностей организации образовательной деятельности по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ.
Цель: создание благоприятных условий для развития предпосылок к инженерному мышлению и конструкторских способностей у детей с ОВЗ (ТНР).
Новизна проекта заключается в создании условий для включения детей с ОВЗ (ТНР) в образовательную деятельность по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей, а также в адаптации современных видов конструкторов в образовательный процесс группы компенсирующей направленности с учетом современных подходов.
Продукты проекта:
-
Программа «Я конструирую и говорю» по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей у детей с ТНР;
-
Игры и упражнения для детей с ТНР, направленные на развитие инженерного мышления и конструкторских способностей;
-
Методические рекомендации для педагогов по теме проекта.
Практическая значимость проекта «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей с ОВЗ (ТНР)»:
-
ребенок с ОВЗ включен в образовательную деятельность наравне с другими детьми;
-
каждый ребёнок имеет возможность получать образование в процессе конструкторской деятельности, используя конструкторы нового поколения;
-
каждый ребёнок имеет возможность проявлять инициативу, самостоятельность, творчество;
-
обогащает развивающую предметно – пространственную среду;
-
каждый педагог имеет возможность повысить свои знания по приоритетному направлению, получить методическую и консультативную помощь по теме проекта, практически поучаствовать в мастер – классах и поделиться опытом с коллегами.
Продукты проекта «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)» предлагается к использованию в дошкольных образовательных организациях в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а также учреждениях дополнительного образования, осуществляющих работу с данной категорией детей.
Авторский коллектив:
Бузикова Ирина Алексеевна, старший воспитатель,
Воробьева Ирина Эдуардовна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР,
Паркина Оксана Геннадиевна, учитель – логопед,
Рулёва Елена Николаевна, воспитатель.
Заявка участника Международной ярмарки социально-педагогических инноваций и воспитательных практик
Проект «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)»
Краткая презентация Парциальной программы «Я конструирую и говорю» познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР