Инновационная деятельность с детьми с ТНР

 

 

Муниципальное дошкольное

      образовательное учреждение      

детский сад №63

 

   

 

 

Инновационная деятельность с детьми с ТНР

Тема проекта: «Создание условий для развития инженерного мышления

и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)» 

 

     В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Правительством Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В дошкольных образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать конструирование, моделирование и проектирование.

    В условиях современного общества важная  задача дошкольного образования - его доступность для всех детей вне зависимости от особенностей здоровья. Одной  из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Речевые нарушения негативно влияют на развитие психических процессов, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевыми нарушениями отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью.

     В настоящее время наблюдаются следующие противоречия в области развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ:

  • имеющаяся система занятий по конструированию не предусматривает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми с ТНР;

  • комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3-7 лет Н.В. Нищевой не имеет методических рекомендаций по организации конструкторской деятельности, используя современные конструкторы.

     Данные противоречия позволяют сформулировать проблему: как организовать и обеспечить функционирование постоянно-действующей системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста с ТНР?

Инновационность предлагаемого проекта заключается в целевой конкретной разработке программы для детей с ТНР, разработке технологических, содержательных особенностей организации образовательной деятельности по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ.

Цель: создание благоприятных условий для развития предпосылок к инженерному мышлению и конструкторских способностей у детей с ОВЗ (ТНР).

Новизна проекта заключается в создании условий для включения детей с ОВЗ (ТНР) в образовательную деятельность по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей, а также в адаптации современных видов конструкторов в образовательный процесс группы компенсирующей направленности с учетом современных подходов.

Продукты проекта:

  • Программа «Я конструирую и говорю» по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей у детей с ТНР;

  • Игры и упражнения для детей с ТНР, направленные на развитие инженерного мышления и конструкторских способностей;

  • Методические рекомендации для педагогов по теме проекта.

Практическая значимость проекта «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей с ОВЗ (ТНР)»:

  • ребенок с ОВЗ включен в образовательную деятельность наравне с другими детьми;

  • каждый ребёнок имеет возможность получать образование в процессе конструкторской деятельности, используя конструкторы нового поколения;

  • каждый ребёнок имеет возможность проявлять инициативу, самостоятельность, творчество;

  • обогащает развивающую предметно – пространственную среду;

  • каждый педагог имеет возможность повысить свои знания по приоритетному направлению, получить методическую  и консультативную помощь по теме проекта, практически поучаствовать в мастер –  классах и поделиться опытом с коллегами.

Продукты проекта «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)» предлагается к использованию в дошкольных образовательных организациях в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а также учреждениях дополнительного образования, осуществляющих работу с данной категорией детей.

Авторский коллектив:

Бузикова Ирина Алексеевна, старший воспитатель,

Воробьева Ирина Эдуардовна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР,

Паркина Оксана Геннадиевна, учитель – логопед,

Рулёва Елена Николаевна, воспитатель.

Заявка участника Международной ярмарки социально-педагогических инноваций и воспитательных практик 

Проект «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей с ОВЗ (ТНР)»    

Краткая презентация Парциальной программы «Я конструирую и говорю» познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

          

  

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»