Муниципальная инновационная площадка

 

 

Муниципальное дошкольное

      образовательное учреждение      

детский сад №63

 

   

 

 

Муниципальная инновационная площадка

        На основании приказа Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск № 053-01-09/7 от 20.01.2020 "Об инновационной деятельности в 2020 году" муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 63 присвоен статус муниципальнной инновационной площадки.

 

       Приказ ДО об инновационной деятельности в 2020 году

       Информационная карта инновационной деятельности

       Карта самооценки результативности инновационной деятельности

 

Тема проекта: «Дошкольный ТЕХНОМИР»

 «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста» 

                                                                                                                                            

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

В дошкольных образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать конструирование, моделирование и проектирование. По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Одним из приоритетных направлений развития образования до 2024 года является ориентация на индивидуализацию личности подрастающего поколения, которая способна на конкуренцию в раскрытом экономически инновационном пространстве. Об этом говорится в национальном проекте «Образование», который опубликован на сайте правительства РФ, утвержденный в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. 

Идея проекта: модернизация образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в связи с необходимостью пропедевтики развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста».

Решаемая проблема: как организовать и обеспечить функционирование постоянно-действующей системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста?

Общая цель: разработка и апробация системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.      

Продукты проекта:

Пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации проекта «Дошкольный ТЕХНОМИР». «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста»

Образовательные программы для детей:

«Я строю» (2-3 года)

«Я конструирую» (3-4 года)

«Я проектирую» (4-5 лет)

«Я моделирую» (5-6 лет)

«Я программирую» (6- 7 лет)

Программа внутрифирменного обучения «Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста"

Сборник «Развитие инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста: методическое и дидактическое обеспечение» 

Авторский коллектив:

Чиж Светлана Алексеевна - заведующий;

Морозова Елена Михайловна - старший воспитатель;

Рулева Елена Николаевна - воспитатель;

Бузикова Ирина Алексеевна - воспитатель;

Паркина Оксана Геннадиевна - учитель-логопед.

Научный руководитель проекта: Смирнова Галина Александровна, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения, методист МУДПО "Информационно-образовательный Центр", Почетный работник общего образования РФ.

Срок реализации: 2020-2021 год                                                                                                                              

 

п/п

Цели и задачи этапа деятельности

Основное содержание деятельности

(проведенные мероприятия)

Достигнутые результаты

1

Создать пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации модели

Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск №053-01-09/7 от 20.01.2020 г. О присвоении статуса «муниципальной инновационной площадки» детскому саду № 63 по теме «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста»

Приказ муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 63 № 02-06/1-22/1 от 12.02.2020 «Об организации инновационной деятельности»

Положение об организации инновационной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждения детский сад № 63

Дорожная карта реализации проекта «Дошкольный ТЕХНОМИР» «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста»

Разработан пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации модели

2

Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов

Презентационный семинар «Конструирование – приоритетная часть образования детей 21 века»

 

Ознакомление педагогов детского сада с темой, целью и задачами инновационной деятельности.

Повышение мотивации педагогического коллектива

Курсы повышения квалификации «Технология Модерации и Активные методы обучения образовательной деятельности детского сада для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО»

Обучено 80% педагогов.

Применение данной технологии при планировании и проведении занятий по конструированию в разных возрастных группах

Педсовет по теме «Создание условий для реализации инновационного проекта»

Мотивация педагогов, привлечение педагогов к реализации задач инновационного проекта

Семинар – практикум «Конструкторы нового поколения – средство преобразования образовательного пространства для развития технического творчества детей» (фотоотчет)

Знакомство педагогов с приемами работы с конструкторами нового поколения

Семинар - практикум «Проектирование программного обеспечения проекта» (проект по конструированию - образец 1, образец 2)

Повышение компетентности педагогов в организации совместной и самостоятельной деятельности детей по конструированию

Индивидуальные консультации старшего воспитателя по разработке технологических карт игр и игровых упражнений

Структурирование совместной деятельности по конструированию

Внедрение программы внутрифирменного обучения «Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста"

 

Повышение мотивации педагогов, применение к работе с детьми конструкторов нового поколения, используя современные методы и приемы при организации совместной и самостоятельной деятельности по конструированию.

3

Модернизировать развивающую предметно – пространственную среду, обеспечивающую развитие инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста

Комплексный анализ РППС в группах раннего и дошкольного возраста

Обогащение РППС дошкольного учреждения разными видами конструкторов, в том числе конструкторами нового поколения

Пополнение центров Конструкторской мысли во всех группах детского сада (фотоотчет)

Смотр – конкурс центров Конструкторской мысли (победитель)

Модернизация и обогащение ресурсного центра по конструированию

 

Участие педагогических работников детского сада в мониторинге игрового оборудования в рамках закупочной деятельности

Проведение закупок на основе анализа и плана педагогических работников

4

Разработать образовательные программы по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей для детей раннего и дошкольного возраста.

Программа для детей 2-3 лет «Я строю»

 

Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада

Программа представлена на Ярмарке инновационных продуктах в рамках образовательного события «Инновационный каскад 2020», творческая группа педагогов завоевала Большой приз Ярмарки

Программа для детей 3-4 лет «Я конструирую»

 

Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада

Программа для детей 4-5 лет «Я моделирую»

 

Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада

Программа для детей 5-6 лет «Я проектирую»

 

Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада

Программа для детей 6-7 лет «Я программирую»

 

Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада

5

Разработать пакет диагностических материалов для оценки уровня сформированности инженерного мышления и конструкторских способностей у детей 2- 7 лет

Разработан мониторинг реализации программы.

Разработана диагностика развития конструкторских способностей для детей от 2- 7 лет (образец мониторинга и диагностика 2-3 года)

Анализ степени реализованности программных задач.

Коррекции парциальных программ по результатам мониторинга.

6

Разработать методические и дидактические ресурсы для обеспечения реализации проекта «Создание условий для развитие инженерного мышления и конструкторских способностей дошкольников»

Конспекты занятий (2-3 года)

Эффективная организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми по конструированию

Технологические карты для организации совместной деятельности воспитателя с детьми (образец 1, образец 2 и т.д.)

Схемы и рисунки образцов построек по каждому виду конструктора (картотеки во всех возрастных группах и в ресурсном центре) (образец 1, образец 2 и т.д.)

Видео и фонотека с подборкой материалов для обеспечения реализации программ

Эффективная организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми по конструированию

 

Подборка стихов, загадок, потешек для обыгрывания построек

Сборник динамических пауз и пальчиковых гимнастик для занятий по конструированию в разных возрастных группах.

Сценарии досуговой деятельности по конструированию

7

Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию материально – технической базы и методических ресурсов по теме проекта

Характеристика возрастных возможностей детей по конструированию.

Теоретические и практические приращения в работе педагога при организации образовательной деятельности с детьми по конструированию

Описание конструкторов, их возможностей, усложнение деятельности с ними.

Перечисление дидактических игр для совместной и самостоятельной деятельности по конструированию

Памятка для воспитателей «Возможности ресурсного центра»

8

Способствовать включению родителей (законных представителей) в образовательную деятельность. используя новые формы сотрудничества

Размещение информации на сайте детского сада

Привлечение родителей (законных представителей) к деятельности детского сада

Общение с родителями посредством группы в социальной сети ВКонтакте

Взаимосвязь с родителями в условиях пандемии

Выставка работ «Архитектура Рыбинска «Прошлое и настоящее»

 

Эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями)

Консультация для родителей «Конструирование в жизни ребенка»

Размещение на сайте и в группе ВКонтакте, после снятия ограничений планируется очное проведение.

Фотообзор «Конструкторы для вашего ребенка»

Фотовыставка "Строим вместе"

Мастер-класс для родителей "Осваиваем навыки конструкторской деятельности"

Привлечение родителей (законных представителей) к конструкторской деятельности

Памятка для родителей «Детское конструирование – что это такое»

Привлечение родителей (законных представителей) к конструкторской деятельности

9

Установить партнерские отношения с городским технопарком «Кванториум76»

Участие в конкурсах, мастер-классах на базе городского технопарка «Кванториум76»

 

Участие и победа воспитанников в муниципальном конкурсе по легоконструированию

Посещение детьми кружков технического творчества

10

Трансляция опыта работы для педагогического сообщества города

Размещение информации на сайте детского сада

Эффективное продолжение имиджевой политики.

Повышение рейтинга детского сада среди образовательных учреждений города

Участие в Ярмарке инновационных продуктах в рамках образовательного события «Инновационный каскад 2020» (победитель)

Муниципальный семинар – практикум «Конструкторы нового поколения – средство преобразования образовательного пространства для развития технического творчества детей» (фотоотчет)

Муниципальный семинар-практикум "Проектирование процесса формирования инженерного мышления и конструкторских способностей детей (фотоотчет)

Муниципальный снминар "Центр конструкторской мысли в группе детского сада-ресурс развития инженерного мышления, креативности и самостоятельности детей дошкольного возраста"

 

 

Наиболее успешно были решены и продолжают решаться задачи в отношении детской образовательной деятельности:

- модернизация РППС

- приобретение конструкторов нового поколения

- внедрение парциальных общеобразовательных программ

- внедрение программы внутрифирменного обучения "Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста" 

В связи с неблагополучной ситуацией по новой короновирусной инфекцией в проект были внесены изменения:

- работа с родителями (законными представителями) перенесена в дистанционный формат через группу Вконтакте и сайт детского сада

Реализация проекта привела к следующим последствиям:

- развитие инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста носит динамичный, продуктивный характер

- повысилась заинтересованность у воспитанников к конструкторской деятельности

- повысился интерес педагогов детского сада к организации конструкторской деятельности, пополнение РППС и организация ресурсного центра (отдельного помещения) на базе дошкольного учреждения

- родители (законные представители) имеют возможность активно включаться в образовательную деятельность по конструированию

- модернизация имиджевой политики детского сада № 63

- педагогическое сообщество Рыбинска проявило заинтересованность к проекту «Дошкольный Техномир»

Какова дальнейшая «судьба» нововведений проекта?

У педагогического коллектива есть потенциал для продолжения работы по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей у детей в дошкольном учреждении, а также для трансляции опыта в инновационном режиме по теме проекта в формате Ресурсного центра

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»