На основании приказа Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск № 053-01-09/7 от 20.01.2020 "Об инновационной деятельности в 2020 году" муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 63 присвоен статус муниципальнной инновационной площадки.
Приказ ДО об инновационной деятельности в 2020 году
Информационная карта инновационной деятельности
Карта самооценки результативности инновационной деятельности
Тема проекта: «Дошкольный ТЕХНОМИР»
«Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста»
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
В дошкольных образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать конструирование, моделирование и проектирование. По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Одним из приоритетных направлений развития образования до 2024 года является ориентация на индивидуализацию личности подрастающего поколения, которая способна на конкуренцию в раскрытом экономически инновационном пространстве. Об этом говорится в национальном проекте «Образование», который опубликован на сайте правительства РФ, утвержденный в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года.
Идея проекта: модернизация образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в связи с необходимостью пропедевтики развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста».
Решаемая проблема: как организовать и обеспечить функционирование постоянно-действующей системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста?
Общая цель: разработка и апробация системы развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста.
Продукты проекта:
Пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации проекта «Дошкольный ТЕХНОМИР». «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста»
Образовательные программы для детей:
«Я строю» (2-3 года)
«Я конструирую» (3-4 года)
«Я проектирую» (4-5 лет)
«Я моделирую» (5-6 лет)
«Я программирую» (6- 7 лет)
Программа внутрифирменного обучения «Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста"
Сборник «Развитие инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста: методическое и дидактическое обеспечение»
Авторский коллектив:
Чиж Светлана Алексеевна - заведующий;
Морозова Елена Михайловна - старший воспитатель;
Рулева Елена Николаевна - воспитатель;
Бузикова Ирина Алексеевна - воспитатель;
Паркина Оксана Геннадиевна - учитель-логопед.
Научный руководитель проекта: Смирнова Галина Александровна, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения, методист МУДПО "Информационно-образовательный Центр", Почетный работник общего образования РФ.
Срок реализации: 2020-2021 год
№
п/п |
Цели и задачи этапа деятельности |
Основное содержание деятельности
(проведенные мероприятия) |
Достигнутые результаты |
1 |
Создать пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации модели |
Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск №053-01-09/7 от 20.01.2020 г. О присвоении статуса «муниципальной инновационной площадки» детскому саду № 63 по теме «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста»
Приказ муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 63 № 02-06/1-22/1 от 12.02.2020 «Об организации инновационной деятельности»
Положение об организации инновационной деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждения детский сад № 63
Дорожная карта реализации проекта «Дошкольный ТЕХНОМИР» «Создание условий для развития инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста» |
Разработан пакет локальных нормативных актов для обеспечения реализации модели |
2 |
Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов |
Презентационный семинар «Конструирование – приоритетная часть образования детей 21 века»
|
Ознакомление педагогов детского сада с темой, целью и задачами инновационной деятельности.
Повышение мотивации педагогического коллектива |
Курсы повышения квалификации «Технология Модерации и Активные методы обучения образовательной деятельности детского сада для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО» |
Обучено 80% педагогов.
Применение данной технологии при планировании и проведении занятий по конструированию в разных возрастных группах |
Педсовет по теме «Создание условий для реализации инновационного проекта» |
Мотивация педагогов, привлечение педагогов к реализации задач инновационного проекта |
Семинар – практикум «Конструкторы нового поколения – средство преобразования образовательного пространства для развития технического творчества детей» (фотоотчет) |
Знакомство педагогов с приемами работы с конструкторами нового поколения |
Семинар - практикум «Проектирование программного обеспечения проекта» (проект по конструированию - образец 1, образец 2) |
Повышение компетентности педагогов в организации совместной и самостоятельной деятельности детей по конструированию |
Индивидуальные консультации старшего воспитателя по разработке технологических карт игр и игровых упражнений |
Структурирование совместной деятельности по конструированию |
Внедрение программы внутрифирменного обучения «Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста"
|
Повышение мотивации педагогов, применение к работе с детьми конструкторов нового поколения, используя современные методы и приемы при организации совместной и самостоятельной деятельности по конструированию. |
3 |
Модернизировать развивающую предметно – пространственную среду, обеспечивающую развитие инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста |
Комплексный анализ РППС в группах раннего и дошкольного возраста |
Обогащение РППС дошкольного учреждения разными видами конструкторов, в том числе конструкторами нового поколения |
Пополнение центров Конструкторской мысли во всех группах детского сада (фотоотчет) |
Смотр – конкурс центров Конструкторской мысли (победитель) |
Модернизация и обогащение ресурсного центра по конструированию
|
Участие педагогических работников детского сада в мониторинге игрового оборудования в рамках закупочной деятельности |
Проведение закупок на основе анализа и плана педагогических работников |
4 |
Разработать образовательные программы по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей для детей раннего и дошкольного возраста. |
Программа для детей 2-3 лет «Я строю»
|
Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада
Программа представлена на Ярмарке инновационных продуктах в рамках образовательного события «Инновационный каскад 2020», творческая группа педагогов завоевала Большой приз Ярмарки |
Программа для детей 3-4 лет «Я конструирую»
|
Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада |
Программа для детей 4-5 лет «Я моделирую»
|
Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада |
Программа для детей 5-6 лет «Я проектирую»
|
Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада |
Программа для детей 6-7 лет «Я программирую»
|
Программа разработана, подготовлено ресурсное и методическое обеспечение, внедрена педагогами детского сада |
5 |
Разработать пакет диагностических материалов для оценки уровня сформированности инженерного мышления и конструкторских способностей у детей 2- 7 лет |
Разработан мониторинг реализации программы.
Разработана диагностика развития конструкторских способностей для детей от 2- 7 лет (образец мониторинга и диагностика 2-3 года) |
Анализ степени реализованности программных задач.
Коррекции парциальных программ по результатам мониторинга. |
6 |
Разработать методические и дидактические ресурсы для обеспечения реализации проекта «Создание условий для развитие инженерного мышления и конструкторских способностей дошкольников» |
Конспекты занятий (2-3 года) |
Эффективная организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми по конструированию |
Технологические карты для организации совместной деятельности воспитателя с детьми (образец 1, образец 2 и т.д.) |
Схемы и рисунки образцов построек по каждому виду конструктора (картотеки во всех возрастных группах и в ресурсном центре) (образец 1, образец 2 и т.д.) |
Видео и фонотека с подборкой материалов для обеспечения реализации программ |
Эффективная организация непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми по конструированию
|
Подборка стихов, загадок, потешек для обыгрывания построек |
Сборник динамических пауз и пальчиковых гимнастик для занятий по конструированию в разных возрастных группах. |
Сценарии досуговой деятельности по конструированию |
7 |
Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию материально – технической базы и методических ресурсов по теме проекта |
Характеристика возрастных возможностей детей по конструированию. |
Теоретические и практические приращения в работе педагога при организации образовательной деятельности с детьми по конструированию |
Описание конструкторов, их возможностей, усложнение деятельности с ними. |
Перечисление дидактических игр для совместной и самостоятельной деятельности по конструированию |
Памятка для воспитателей «Возможности ресурсного центра» |
8 |
Способствовать включению родителей (законных представителей) в образовательную деятельность. используя новые формы сотрудничества |
Размещение информации на сайте детского сада |
Привлечение родителей (законных представителей) к деятельности детского сада |
Общение с родителями посредством группы в социальной сети ВКонтакте |
Взаимосвязь с родителями в условиях пандемии |
Выставка работ «Архитектура Рыбинска «Прошлое и настоящее»
|
Эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Консультация для родителей «Конструирование в жизни ребенка» |
Размещение на сайте и в группе ВКонтакте, после снятия ограничений планируется очное проведение. |
Фотообзор «Конструкторы для вашего ребенка»
Фотовыставка "Строим вместе"
Мастер-класс для родителей "Осваиваем навыки конструкторской деятельности" |
Привлечение родителей (законных представителей) к конструкторской деятельности |
Памятка для родителей «Детское конструирование – что это такое» |
Привлечение родителей (законных представителей) к конструкторской деятельности |
9 |
Установить партнерские отношения с городским технопарком «Кванториум76» |
Участие в конкурсах, мастер-классах на базе городского технопарка «Кванториум76»
|
Участие и победа воспитанников в муниципальном конкурсе по легоконструированию
Посещение детьми кружков технического творчества |
10 |
Трансляция опыта работы для педагогического сообщества города |
Размещение информации на сайте детского сада |
Эффективное продолжение имиджевой политики.
Повышение рейтинга детского сада среди образовательных учреждений города |
Участие в Ярмарке инновационных продуктах в рамках образовательного события «Инновационный каскад 2020» (победитель) |
Муниципальный семинар – практикум «Конструкторы нового поколения – средство преобразования образовательного пространства для развития технического творчества детей» (фотоотчет)
Муниципальный семинар-практикум "Проектирование процесса формирования инженерного мышления и конструкторских способностей детей (фотоотчет)
Муниципальный снминар "Центр конструкторской мысли в группе детского сада-ресурс развития инженерного мышления, креативности и самостоятельности детей дошкольного возраста" | |
Наиболее успешно были решены и продолжают решаться задачи в отношении детской образовательной деятельности:
- модернизация РППС
- приобретение конструкторов нового поколения
- внедрение парциальных общеобразовательных программ
- внедрение программы внутрифирменного обучения "Педагогическое мастерство как фактор повышения качества образования по формированию инженерного мышления и конструкторских способностей детей дошкольного возраста"
В связи с неблагополучной ситуацией по новой короновирусной инфекцией в проект были внесены изменения:
- работа с родителями (законными представителями) перенесена в дистанционный формат через группу Вконтакте и сайт детского сада
Реализация проекта привела к следующим последствиям:
- развитие инженерного мышления и конструкторских способностей у детей дошкольного возраста носит динамичный, продуктивный характер
- повысилась заинтересованность у воспитанников к конструкторской деятельности
- повысился интерес педагогов детского сада к организации конструкторской деятельности, пополнение РППС и организация ресурсного центра (отдельного помещения) на базе дошкольного учреждения
- родители (законные представители) имеют возможность активно включаться в образовательную деятельность по конструированию
- модернизация имиджевой политики детского сада № 63
- педагогическое сообщество Рыбинска проявило заинтересованность к проекту «Дошкольный Техномир»
Какова дальнейшая «судьба» нововведений проекта?
У педагогического коллектива есть потенциал для продолжения работы по развитию инженерного мышления и конструкторских способностей у детей в дошкольном учреждении, а также для трансляции опыта в инновационном режиме по теме проекта в формате Ресурсного центра